понты

Вре­мя пон­тов.

Школь­ни­ки ходят с наво­ро­чен­ны­ми смарт­фо­на­ми, кото­рые, по сути, нуж­ны толь­ко биз­не­сме­нам, и вме­сто биз­нес-при­ло­же­ний кача­ют на них игруль­ки. Недо­ме­не­дже­ры с зар­пла­той 40 тыс. ездят на маши­нах за пару мил­ли­о­нов. Дере­вен­ские нище­бро­ды зака­ты­ва­ют сва­дьбу в луч­ших тра­ди­ци­ях кав­каз­ских сва­деб 19 века — 100500 гостей, тон­ны вина и еды, несколь­ко дней празд­но­ва­ния… Всё это — исклю­чи­тель­но для того, что­бы уви­де­ли окру­жа­ю­щие. Что­бы быть «не хуже дру­гих». Что­бы поза­ви­до­ва­ли.

Пон­ты ста­но­вят­ся зараз­ны­ми. Необ­хо­ди­мость кра­со­вать­ся дик­ту­ет­ся совре­мен­ным обще­ством даже тому, кто это­го изна­чаль­но не хочет. Если у школь­ни­ка у един­ствен­но­го в клас­се нет айфо­на — его будут счи­тать лохом. Если офис­ный планк­тон выкла­ды­ва­ет в отпус­ке фот­ки с дачи, а не из Тур­ции или Егип­та, — его счи­та­ют нище­бро­дом. А у любо­го биз­не­сме­на все зна­ко­мые чуть ли не тре­бу­ют, что­бы он ездил на огром­ном вне­до­рож­ни­ке. Ина­че непра­виль­ный биз­нес­мен.

Чем опас­ны пон­ты — понят­но. Во-пер­вых, чело­век огра­ни­чи­ва­ет свои финан­со­вые воз­мож­но­сти, тра­тя сред­ства не на раз­ви­тие, а на внеш­нюю мишу­ру. Вле­за­ет в раб­ские кре­ди­ты. Во-вто­рых, начи­на­ет оце­ни­вать себя с точ­ки зре­ния «что ска­жут окру­жа­ю­щие». Соб­ствен­ная само­оцен­ка начи­на­ет зави­сеть от чужо­го мне­ния. И в-тре­тьих, эта необ­хо­ди­мость «не быть, а казать­ся» въеда­ет­ся в созна­ние и ста­но­вит­ся глав­ной целью.

Необ­хо­ди­мость пон­то­вать­ся навя­зы­ва­ет­ся обще­ству капи­та­ли­сти­че­ской систе­мой, что­бы про­да­вать ненуж­ные людям това­ры и услу­ги. Для того, что­бы мас­со­во впа­ри­вать ненуж­ные людям вещи, нуж­но убе­дить их, что обла­да­ние эти­ми веща­ми есть при­знак кру­тиз­ны. Имен­но поэто­му совет­ские люди не были пон­то­ре­за­ми — соци­а­ли­сти­че­ская систе­ма не испы­ты­ва­ет необ­хо­ди­мо­сти впа­ри­вать что-либо.

Что­бы не под­са­жи­вать­ся на потреб­ность кра­со­вать­ся, нуж­но изба­вить­ся от зави­си­мо­сти от мне­ния окру­жа­ю­щих. И когда вам будет пле­вать, что о вас дума­ют дру­гие, вы заме­ти­те, что ува­же­ния в гла­зах окру­жа­ю­щих ничуть не уба­ви­лось, ско­рей наобо­рот. А если тра­тить день­ги и вре­мя вме­сто пон­тов на допол­ни­тель­ное раз­ви­тие — через какое-то вре­мя вы обна­ру­жи­те, что у окру­жа­ю­щих и так хва­та­ет при­чин зави­до­вать вам. Такой путь изме­ня­ет мыш­ле­ние и при­бли­жа­ет его… к мыш­ле­нию успеш­ных людей. Да-да, тех самых, кото­ры­ми мно­гие пыта­ют­ся казать­ся, но кото­ры­ми не явля­ют­ся.

Дей­стви­тель­но успеш­ный и само­до­ста­точ­ный чело­век нико­гда не пыта­ет­ся повы­сить свою зна­чи­мость в гла­зах окру­жа­ю­щих — у него со зна­чи­мо­стью и так всё в поряд­ке. Он не хва­ста­ет­ся веща­ми, не хамит обслу­жи­ва­ю­ще­му пер­со­на­лу, не само­утвер­жда­ет­ся за счёт тех, кто сто­ит ниже его на соци­аль­ной лест­ни­це. Пото­му что успеш­ный чело­век смот­рит не вниз — на тех, над кем он под­нял­ся, а вверх — на тех, до кого хочет дорас­ти. И осо­зна­ёт потреб­ность в посто­ян­ном раз­ви­тии и само­со­вер­шен­ство­ва­нии. При таком мыш­ле­нии и обра­зе жиз­ни все внеш­ние атри­бу­ты при­ло­жат­ся сами собой, но уже не будут иметь для вас цен­но­сти. Пото­му что цен­но­сти будут дру­ги­ми, более серьёз­ны­ми и совер­шен­ны­ми.