Десять спо­со­бов мани­пу­ли­ро­ва­ния людь­ми с помо­щью СМИ

СМИ

Ноам Хом­ский соста­вил спи­сок «10 спо­со­бов мани­пу­ли­ро­ва­ния». Ноам Хом­ский — аме­ри­кан­ский линг­вист, фило­соф, обще­ствен­ный дея­тель, автор книг и поли­ти­че­ский ана­ли­тик. Заслу­жен­ный про­фес­сор язы­ко­зна­ния в Мас­са­чу­сет­ском тех­но­ло­ги­че­ском инсти­ту­те и один и выда­ю­щих­ся дея­те­лей нау­ки XX века. Его фун­да­мен­таль­ные тру­ды в обла­сти тео­рии язы­ко­зна­ния и нау­ки позна­ния полу­чи­ли заслу­жен­ное при­зна­ние в науч­ном и пре­по­да­ва­тель­ском сооб­ще­стве.

1. Отвле­че­ние вни­ма­ния

Основ­ным эле­мен­том управ­ле­ния обще­ством явля­ет­ся отвле­че­ние вни­ма­ния людей от важ­ных про­блем и реше­ний, при­ни­ма­е­мых поли­ти­че­ски­ми и эко­но­ми­че­ски­ми пра­вя­щи­ми кру­га­ми, посред­ством посто­ян­но­го насы­ще­ния инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства мало­зна­чи­тель­ны­ми сооб­ще­ни­я­ми. При­ем отвле­че­ния вни­ма­ния весь­ма суще­стве­нен для того, что­бы не дать граж­да­нам воз­мож­но­сти полу­чать важ­ные зна­ния в обла­сти нау­ки, эко­но­ми­ки, пси­хо­ло­гии, ней­ро­био­ло­гии и кибер­не­ти­ки.

«Посто­ян­но отвле­кать вни­ма­ние граж­дан от насто­я­щих соци­аль­ных про­блем, пере­клю­чая его на темы, не име­ю­щие реаль­но­го зна­че­ния. Доби­вать­ся того, что­бы граж­дане посто­ян­но были чем-то заня­ты и у них не оста­ва­лось вре­ме­ни на раз­мыш­ле­ния; с поля – в загон, как и все про­чие живот­ные (цита­та из кни­ги «Тихое ору­жие для спо­кой­ных войн»).

2. Созда­вать про­бле­мы, а затем пред­ла­гать спо­со­бы их реше­ния

Дан­ный метод так­же назы­ва­ет­ся «про­бле­ма-реак­ция-реше­ние». Созда­ет­ся про­бле­ма, некая «ситу­а­ция», рас­счи­тан­ная на то, что­бы вызвать опре­де­лен­ную реак­цию сре­ди насе­ле­ния с тем, что­бы оно само потре­бо­ва­ло при­ня­тия мер, кото­рые необ­хо­ди­мы пра­вя­щим кру­гам. Напри­мер, допу­стить рас­кру­чи­ва­ние спи­ра­ли наси­лия в горо­дах или орга­ни­зо­вать кро­ва­вые тер­ак­ты для того, что­бы граж­дане потре­бо­ва­ли при­ня­тия зако­нов об уси­ле­нии мер без­опас­но­сти и про­ве­де­ния поли­ти­ки, ущем­ля­ю­щей граж­дан­ские сво­бо­ды.

Или: вызвать эко­но­ми­че­ский кри­зис, что­бы заста­вить при­нять как необ­хо­ди­мое зло нару­ше­ние соци­аль­ных прав и сво­ра­чи­ва­ние рабо­ты город­ских служб.

3. Спо­соб посте­пен­но­го при­ме­не­ния

Что­бы добить­ся при­ня­тия какой-либо непо­пу­ляр­ной меры, доста­точ­но внед­рять ее посте­пен­но, день за днем, год за годом. Имен­но таким обра­зом были навя­за­ны прин­ци­пи­аль­но новые соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские усло­вия (нео­ли­бе­ра­лизм) в 80-х и 90-х годах про­шло­го века.

Све­де­ние к мини­му­му функ­ций госу­дар­ства, при­ва­ти­за­ция, неуве­рен­ность, неста­биль­ность, мас­со­вая без­ра­бо­ти­ца, зара­бот­ная пла­та, кото­рая уже не обес­пе­чи­ва­ет достой­ную жизнь. Если бы все это про­изо­шло одно­вре­мен­но, то навер­ня­ка при­ве­ло бы к рево­лю­ции.

4. Отсроч­ка испол­не­ния

Дру­гой спо­соб про­да­вить непо­пу­ляр­ное реше­ние заклю­ча­ет­ся в том, что­бы пред­ста­вить его в каче­стве «болез­нен­но­го и необ­хо­ди­мо­го» и добить­ся в дан­ный момент согла­сия граж­дан на его осу­ществ­ле­ние в буду­щем. Гораз­до про­ще согла­сить­ся на какие-либо жерт­вы в буду­щем, чем в насто­я­щем.

Во-пер­вых, пото­му что это не про­изой­дет немед­лен­но. Во-вто­рых, пото­му, что народ в мас­се сво­ей все­гда скло­нен леле­ять наив­ные надеж­ды на то, что «зав­тра все изме­нит­ся к луч­ше­му» и что тех жертв, кото­рых от него тре­бу­ют, удаст­ся избе­жать. Это предо­став­ля­ет граж­да­нам боль­ше вре­ме­ни для того, что­бы свык­нуть­ся с мыс­лью о пере­ме­нах и сми­рен­но при­нять их, когда насту­пит вре­мя.

5. Обра­щать­ся к наро­ду как к малым детям

В боль­шин­стве про­па­ган­дист­ских выступ­ле­ний, рас­счи­тан­ных на широ­кую пуб­ли­ку, исполь­зу­ют­ся такие дово­ды, пер­со­на­жи, сло­ва и инто­на­ция, как буд­то речь идет о детях школь­но­го воз­рас­та с задерж­кой в раз­ви­тии или умствен­но непол­но­цен­ных инди­ви­ду­у­мах.

Чем уси­лен­нее кто-то пыта­ет­ся вве­сти в заблуж­де­ние слу­ша­ю­ще­го, тем в боль­шей сте­пе­ни он ста­ра­ет­ся исполь­зо­вать инфан­тиль­ные рече­вые обо­ро­ты. Поче­му? «Если кто-то обра­ща­ет­ся к чело­ве­ку так, как буд­то ему 12 или мень­ше лет, то в силу вну­ша­е­мо­сти, в ответ или реак­ции это­го чело­ве­ка, с опре­де­лен­ной сте­пе­нью веро­ят­но­сти, так­же будет отсут­ство­вать кри­ти­че­ская оцен­ка, что харак­тер­но для детей в воз­расте 12 или менее лет.

6. Делать упор на эмо­ции в гораз­до боль­шей сте­пе­ни, чем на раз­мыш­ле­ния

Воз­дей­ствие на эмо­ции пред­став­ля­ет из себя клас­си­че­ский при­ем, направ­лен­ный на то, что­бы забло­ки­ро­вать спо­соб­ность людей к раци­о­наль­но­му ана­ли­зу, а в ито­ге и вооб­ще к спо­соб­но­сти кри­ти­че­ско­го осмыс­ле­ния про­ис­хо­дя­ще­го. С дру­гой сто­ро­ны, исполь­зо­ва­ние эмо­ци­о­наль­но­го фак­то­ра поз­во­ля­ет открыть дверь в под­со­зна­тель­ное для того, что­бы внед­рять туда мыс­ли, жела­ния, стра­хи, опа­се­ния, при­нуж­де­ния или устой­чи­вые моде­ли пове­де­ния…

7. Дер­жать людей в неве­же­стве, куль­ти­ви­руя посред­ствен­ность

Доби­вать­ся того, что­бы люди ста­ли неспо­соб­ны пони­мать при­е­мы и мето­ды, исполь­зу­е­мые для того, что­бы ими управ­лять и под­чи­нять сво­ей воле. «Каче­ство обра­зо­ва­ния, предо­став­ля­е­мо­го низ­шим обще­ствен­ным клас­сам, долж­но быть как мож­но более скуд­ным и посред­ствен­ным с тем, что­бы неве­же­ство, отде­ля­ю­щее низ­шие обще­ствен­ные клас­сы от выс­ших, оста­ва­лось на уровне, кото­рый не смо­гут пре­одо­леть низ­шие клас­сы.

8. Побуж­дать граж­дан вос­тор­гать­ся посред­ствен­но­стью

Внед­рять в насе­ле­ние мысль о том, что мод­но быть тупым, пош­лым и невос­пи­тан­ным…

9. Уси­ли­вать чув­ство соб­ствен­ной вины

Заста­вить чело­ве­ка уве­ро­вать в то, что толь­ко он вино­вен в соб­ствен­ных несча­стьях, кото­рые про­ис­хо­дят вви­ду недо­стат­ка его умствен­ных воз­мож­но­стей, спо­соб­но­стей или при­ла­га­е­мых уси­лий. В резуль­та­те, вме­сто того, что­бы вос­стать про­тив эко­но­ми­че­ской систе­мы, чело­век начи­на­ет зани­мать­ся само­уни­чи­же­ни­ем, обви­няя во всем само­го себя, что вызы­ва­ет подав­лен­ное состо­я­ние, при­во­дя­щее, в чис­ле про­че­го, к без­дей­ствию. А без дей­ствия ни о какой рево­лю­ции и речи быть не может!

10. Знать о людях боль­ше, чем они сами о себе зна­ют

В тече­ние послед­них 50 лет успе­хи в раз­ви­тии нау­ки при­ве­ли к обра­зо­ва­нию все уве­ли­чи­ва­ю­ще­го­ся раз­ры­ва меж­ду зна­ни­я­ми про­стых людей и све­де­ни­я­ми, кото­ры­ми обла­да­ют и поль­зу­ют­ся гос­под­ству­ю­щие клас­сы.

Бла­го­да­ря био­ло­гии, ней­ро­био­ло­гии и при­клад­ной пси­хо­ло­гии, «систе­ма» полу­чи­ла в свое рас­по­ря­же­ние пере­до­вые зна­ния о чело­ве­ке, как в обла­сти физио­ло­гии, так и пси­хи­ки. Систе­ме уда­лось узнать об обыч­ном чело­ве­ке боль­ше, чем он сам о себе зна­ет. Это озна­ча­ет, что в боль­шин­стве слу­ча­ев систе­ма обла­да­ет боль­шей вла­стью и в боль­шей сте­пе­ни управ­ля­ет людь­ми, чем они сами.

Источ­ник